Жизнь - это апельсин
Посмотрела передачу How to Get Ahead: at medieval court, посвященную времени Ричарда II. (Он-лайн, спасибо огромное девочкам фан-группы, державшим в курсе что-где-во сколько.)
Погрели душу. Тем, что для кого-то история не далекий, холодный, безжизненный, пусть и красивый космос, а что-то очень живое и теплое. Не подпорка под свои вымученные теории (хоть как-то оправдаться), не пустотелая диссертация с неподъемной кучей слов (пусть даже правильных и умных), а сама жизнь (здесь и сейчас). Завидую я британцам, их обаятельному умению жить внутри своей истории и не комплексовать "по поводу". Они воспринимают ее весело и удивительно спокойно (нам бы так!). Короли и простолюдины, поэты и воры с большой дороги, гении и ничтожества, проповедники, ремесленники, торговцы, строители, воины...
Фильм похож на большую коробку, в которой аккуратно и тщательно уложены коробочки по-меньше - короткие главы повествования. И каждую можно размотать на большой и подробный рассказ. Поймала себя на том, что думаю о фильме, как о превью или наживке. Заинтриговали. Хочется бежать в библиотеку. Может, именно в этом задача фильма? Вызвать интерес, подтолкнуть самому окунуться в эпоху. И связь прошлого с нынешним через спектакль RSC, через Шекспира, через актера, играющего короля Ричарда. Мне показался неслучайным выбор именно этой постановки, как иллюстрации. Есть в ней что-то такое... Что вызывает доверие даже у историков. Вместе с ведущим я смотрю в глаза Тэннанта и время замедляется (такое уже было). Внутри актера сейчас живет не только персонаж, говорящий стихами, но и реальное историческое лицо. Образ наложил отпечаток на внешность человека, что каждый вечер на сцене предстает неоднозначным, странным королем, так выделяющимся даже из своего окружения. Да и с самой пьесой тоже не все так просто. Крошечный отрывок сцены на берегу. Высокий голос бесконечной лентой. Волшебство постановки, где соблюдено равновесие реальности и выдумки. Заодно оценила выражение Дорана про костюмы "без виньеток".
Кусочек истории стал чуточку ближе. Мне как-то везет в последнее время с подобными фильмами.
Благодаря Интернету передачу можно пересматривать. Отрывок с Тэннантом нашла на Youtube, в соцсетях полно скриншотов (последние стали появляться не успела программа закончиться в эфире).
Вот этот кусочек:
tennantnews.blogspot.ru/2014/03/video-watch-dav...
И фильм целиком (англ. субтитры) vk.com/dt_asylum?z=video-64483458_168219245%2F5...
(Рус.субтитры): vk.com/page-64483458_46854510
Нижайший поклон и тысяча благодарностей за фильм и перевод.
Погрели душу. Тем, что для кого-то история не далекий, холодный, безжизненный, пусть и красивый космос, а что-то очень живое и теплое. Не подпорка под свои вымученные теории (хоть как-то оправдаться), не пустотелая диссертация с неподъемной кучей слов (пусть даже правильных и умных), а сама жизнь (здесь и сейчас). Завидую я британцам, их обаятельному умению жить внутри своей истории и не комплексовать "по поводу". Они воспринимают ее весело и удивительно спокойно (нам бы так!). Короли и простолюдины, поэты и воры с большой дороги, гении и ничтожества, проповедники, ремесленники, торговцы, строители, воины...
Фильм похож на большую коробку, в которой аккуратно и тщательно уложены коробочки по-меньше - короткие главы повествования. И каждую можно размотать на большой и подробный рассказ. Поймала себя на том, что думаю о фильме, как о превью или наживке. Заинтриговали. Хочется бежать в библиотеку. Может, именно в этом задача фильма? Вызвать интерес, подтолкнуть самому окунуться в эпоху. И связь прошлого с нынешним через спектакль RSC, через Шекспира, через актера, играющего короля Ричарда. Мне показался неслучайным выбор именно этой постановки, как иллюстрации. Есть в ней что-то такое... Что вызывает доверие даже у историков. Вместе с ведущим я смотрю в глаза Тэннанта и время замедляется (такое уже было). Внутри актера сейчас живет не только персонаж, говорящий стихами, но и реальное историческое лицо. Образ наложил отпечаток на внешность человека, что каждый вечер на сцене предстает неоднозначным, странным королем, так выделяющимся даже из своего окружения. Да и с самой пьесой тоже не все так просто. Крошечный отрывок сцены на берегу. Высокий голос бесконечной лентой. Волшебство постановки, где соблюдено равновесие реальности и выдумки. Заодно оценила выражение Дорана про костюмы "без виньеток".
Кусочек истории стал чуточку ближе. Мне как-то везет в последнее время с подобными фильмами.
Благодаря Интернету передачу можно пересматривать. Отрывок с Тэннантом нашла на Youtube, в соцсетях полно скриншотов (последние стали появляться не успела программа закончиться в эфире).
Вот этот кусочек:
tennantnews.blogspot.ru/2014/03/video-watch-dav...
И фильм целиком (англ. субтитры) vk.com/dt_asylum?z=video-64483458_168219245%2F5...
(Рус.субтитры): vk.com/page-64483458_46854510
Нижайший поклон и тысяча благодарностей за фильм и перевод.
Все руки не доходят закончить большой пост на эту тему - у Дорана, случайные или нет, но совпадения с историей не только по линии Ричарда, но и по линии Омерля, к примеру.
Я не анализировала насколько этот Ричард близок к реальной истории. Слишком мало знаю о той эпохе. Она для меня только только открывается. Этот Ричард совпал для меня с пьесой, в которую влюбилась двадцать лет назад и в те образы, что сложились в голове тогда. Удивительно совпал.
А вот первую часть "Пустой короны" так и не смогла посмотреть. Ну, кроме кадров, выложенных в Сети. Пока не преодоленный забор, выросший еще до постановки Дорана. Бывает. Но познакомлюсь когда-нибудь, возможно...
Кстати, тоже не смогла досмотеть "Пустую корону" часть первую. Но я ее смотрела уже после Дорана, так что у меня уже был в голове тот единственный образ. Фильм с Дереком Джекоби смотрела (Тенаннт им вроде восхищался), лучше, чем Уишоу, но все равно не то. Все равно слабый король и тд.
Ричарда Уишоу совсем не видела. Его облик и обаяние, то, что за душой персонажа - оттолкнули. Наверное, это неправильно - довериться обложке диска - но не смогла. Не мое. Точка. И пока преодолеть сей забор не в состоянии. А вот Тэннанта восприняла всем сердцем. Возникло доверие. Хотелось познакомиться с этим королем, которого видела лишь на фотографиях. Ну и когда выяснила, что трансляции пойдут в Москве... Решила вспомнить былые дни. И уж потом, после трансляции как-то осознала, что кусок "Пустой короны", что не смогла включить в проигрывателе, имеет некоторое отношение к волшебству RSC и обожаемой пьесе.
Кстати, заметила, что самая распространенная тема - ответственность победителя. Болингброк всегда хороший, он избавляет Англию от тирана и просто плохого короля, но, принимая корону, неизбежно совершает зло (хотя, в фильме с Уишоу Болингробк настолько няша, что туда даже не включили, кажется, - я на перемотке смотрела - сцены казни Буше и Грина). И он же действительно не отдавал приказа убить Ричарда.
Я читала немного о Ричарде перед походом на спектакль Дорана (которого тогда уже глубоко любила за "Гамлета"), поэтому ждала, что Теннант сейчас сыграет слабого монарха. И то, что я увидела - это было просто что-то невообразимое. Он - едва ли не единственный Ричард, представленный абсолютно бесстрашным (никого он там кажется не боится, или если и боится - не более секунды, что-то такое было, когда Нортумберленд ему список преступлений подал очень грубо, с толчком), парадоксально, но честным (тут еще вопрос, что его убило больше - потеря короны или предательство его людей), язвительным, умным, злым. Он был Король. И Теннант со своей техникой и талантом и Доран с режиссурой сделали действительно невероятное - показали Короля, который остается таковым, даже когда, простите, в позе седьмого знака зодиака стоит перед Болингброком.
У Ричарда-Уишоу не было вот этого - царственности. Ярости. Стержня.
Кстати, не был Ричард плохим монархом. Он просто настаивал на политике мира, не вел войн, а по тем временам это было некруто. А остальное, что ему вменяли в виду - расточительность, фаворитизм - было на самом деле нормальным тогда делом. Тот же, к слову, Джон Гонт, по истории, имел во владениях едва ли не половину Англии.
Первую часть "Пустой короны" я собираюсь посмотреть из-за Нортумберленда-Моррисси. Стимул есть, осталось добыть терпения и настроения.
"Гамлет" Дорана для меня свет в окне. Замечательная постановка.
(мы наверное в одной группе DAVID TENNANT ASYLUM
Ага, в ней. У меня ВКонтакте есть аккаунт.
Ну, про Гонта и "почему не я", там смешно все. Они в общем делали все, чтобы коронованный в десять лет Ричард оставался на троне для красоты и ничего не решал. Вся эта палата общин, которую Ричард, достигнув совершеннолетия, очень жестко поставил на место. Но ему тогда было уже 22, и к тому времени эта же палата общин, во главе с Глостером, от котого в пьесе только гробик, уже пыталась девятнадцатилетнего Ричарда низложить - его судили и оправдали, за молодостью лет, но многих его приближенных казнили. И Глостера он убил спустя девять (!) лет, едва найдя повод, в отместку за тот случай.
В общем, они им хотели вертеть, как мальчиком, а он оказал довольно сильное сопротивление (и сто раз странно выставлять слабаком человека, который ТАК гнул свою линию - умник, интеллектуал и модник среди бряцающих доспехами суровых мужЫков - вот как у Дорана показано, так оно примерно и было по истории)))
Еще только на третий раз заметила ) Болингброк твердит все время про любимую Англию и тд, но когда составляет послание Ричарду, находящемуся в замке Флин, говорит, что зальет кровью "страну Ричарда". Вот этот перевертыш мгновенный сразу все говорит о персонаже.
Если ссылку дадите на свой аккаунт, я вам скину наш местный спектакль, если интересно, конечно.
Касательно постановок, мне потребовался Ричард Теннанта чтобы осознать, насколько Ричард Уишоу мимо. Действительно, как может быть слабым человек, в малолетстве мирными переговорами подавивший восстание? Как его вообще таким можно трактовать? Женоподобным - да сколько угодно. По современному выражаясь метросексуалом - пожалуйста, оно одно другого не исключает. Но слабым? Увольте
Почему-то в голову не брали, что для короны воспитывали претендентов. Они были образованными, воспитанными (в рамках своего века) людьми. А уж история про носовой платок! Ага, вот доказательство слабости! Запрет сморкаться в рукав!!! Какой неженка!.. Но "неженка" не боялся выйти к разъяренной толпе и удержать ее в повиновении. Почему-то об этом не вспоминают.
Ричарда предали. Для меня это было четкой темой в спектакле Дорана. Очень яркой темой. Предали. И он это перенес с необыкновенным достоинством.
Вообще-то Шекспиру слабаки были неинтересны. Ну, это мое мнение о Барде.
Но Уишоу получил BAFTA за эту свою работу, если ничего не путаю....
И кстати про предательство. Один из историков написал что-то типа: каким бы Ричард не был плохим монархом, он никогда не сдавал своих. В то время предательство, насколько я поняла, было делом не почитаемым, конечно, но привычным; то есть всегда надо было держать в уме, что твои люди могут тебя кинуть. Ричард же, видимо, начитавшись исторических хроник чуть ли не о рыцарской чести, паталогически верил своим людям и стоял за них горой (с него тысячу раз требовали сдать своих фаворитов, ни одного не сдал - а сдал бы, может и не свергли бы). И у Дорана это есть. Вот этот ужас именно предательство всех (кстати, реальный Омерль - его последний фаворит - даже до замка Флин с ним не доехал, предал его раньше) в спектале - самое страшное (вы правильно отметили: страх и ужас - разные вещи). В других постановках переживания Ричарда сосредоточены на потере короны. А здесь - вроде текст тот же, а смыслы, акценты - другие.
В том-то и дело, что если по Шекспиру чисто смотреть, в историю не углубляться, то Ричарда по-разному можно представлять. Начать с того, что он там самый "болтливый" персонаж. Болингброк и прочие говорят четко и по делу - а этот вяжет и вяжет словесное кружево. Я к сожалению пьесу прочитала уже после спектакля, поэтому чистого восприятия у меня нет, но обилие постановок именно со "слабым" Ричардом говорят о том, что это какое-то распространенное видение: Ричард - жертва. В реальную историю Ричарда, кажется, не углублялся еще никто так, как Доран.
blueZ-kate, о трактовках Шекспира можно по одной фразе судить - когда Ричард отказывается читать список преступлений и говорит что-то типа "Слез полны глаза". Во всех виденных мною постановках на этом моменте Ричард действительно плачет. Ну, сказано же в тексте - слезы (раз плачет, значит слабый, ага). Что делает Ричард у Дорана в этот момент? Занимается высокохудожественным троллингом в стиле "у меня стресс, видите, на мне одеяло". )
Герцогиня Йорк расспрашивает мужа о Ричарде, а тот в ответ о Болингброке. И смешно и жутко больно и печально. Потому что даже пара скупых фраз рисуют яркий образ свергаемого короля. Слова о "кроткой улыбке"... Внутри все сжалось. Герцогиня все дергает мужа: расскажи про Ричарда, а тот про другое. (Я в тот момент переваривала прощание с королевой и разговор супругов Йорк добил.)
Вы абсолютно правы: эту постановку можно обсуждать и обсуждать.
Доран сотворил яркий, необыкновенный спектакль, западающий в душу. И с прицелом на умных, думающих, образованных зрителей, которые что-то учили в школе. Ну или желающих самообразовываться. И это эмоциональный спектакль. Я до сих пор летаю, как на крылях. Повезет - обязательно посмотрю еще раз. Мне мало!!!
И еще тоже на третьем просмотре заметила: когда Омерль приносит гроб с телом Ричарда (эк же он его тащил-то, Ричарда ведь даже не в Лондоне держали!), Болингброк начинает буквально оправдываться перед своими, говоря что-то типа "это не я!". Так-то постава: замарался наглухо, не отмыться всю жизнь (и не отмылся). И вся его команда во главе с Нортумберлендом тихонько так отступает вглубь сцена, в темноту, буквально в три шага, и в этой темноте пропадает. И БОлингброк этот остается как прокаженный, свои же дали понять: а вот с этим, чувак, давай-ка сам разбирайся. И смысл слов Ричарда о пустой короне только тут он и понял наверное. Когда остался один, с гробом и с призраком Ричарда.
Впечатление осталось невероятного света, несмотря на печальную историю. У Дорана получилось не калечить меня, зрителя и не пичкать нравоучениями. Я вольна сама распорядится его "бусинами".
А то как смывается команда, оставляя Болингброка в пятачке света - это в десятку!.. Один на один с совестью... И ему с этим жить, мучиться, каяться... ("Там - наверху, в подлинности голой лежат деянья наши без прикрас. И мы должны на очной ставке с прошлым держать ответ..." Клавдий в "Гамлете" умная сволочь) Я вот думаю: стоила того корона, что б ночью плохо спать? Болингброк так смешно выглядел в этой короне. Еще подумала, что он открыл дурную коробочку. Ведь кто привел на трон, потом попытается свергнуть. Болингброк испьет из той же чаши предательства, только он подавит бунт, от него войска не смоются "мы тут типа не стояли, тут постреливают".
Ну, Омерль не всю дорогу от Помфрета до Лондона волок гроб на веревке. А телеги-то на что, чай не бедный! Одолжил колеса или заранее подготовился. Волок только по королевской резиденции. Доволок. Получите! Болингброк в несознанку: это не я, это - он, проявил тут, понимаешь, инициативу. Я знала текст, знала, что новый король скажет. И ведь в пьесе действительно нет прямого приказа. Эта вариация - ам-м! Очень понравилась. И что Омерль, и что король - "это не я!" и весь двор бочком-бочком... Здорово! Интересно, а в документах что? Как отнеслись хроникеры и летописцы к истории смерти Ричарда? Винили они в том Болингброка?
Ладно бы в короне, а как Болингброк на троне сидел! Ощущение было, что у него ноги до пола не достают. Мы с подружкой даже подумали, что может трон поменяли? Сделали больше? Теннант с актером, игравшим Болингброка, одного роста в целом, но Ричарду трон как по мерке сделан, а Болингброк на нем как винни-пух, простигосподи.
Болингброк во всю ширь садится, во все сидалище, а Ричард на край и с прямой спиной (выглядит шикарно, ему трон впору!).
Про смерть я имела в виду оценки в летописях. А версии "чё там было?" да, слышала. Не думаю, что он сам себя уморил. Это - самоубийство, а Ричард был христианином верующим, так что это жуткий грех. Отпадает. Версия - уморили голодом - выглядит правдоподобно. Ричарда предъявили в открытом гробу окружающим, как доказательство, а у удавленников внешность... м-м-м... как бы это поделикатнее... слухов и сплетен не оберешься.
А для меня с этим спектаклем только и дошло, кто такие Алая и Белая Розы. Потомки Эдварда (в смерти его сына Глостера винят Ричарда в начале пьесы) передрались меж собой. И все из-за "почему он, а не я?".
Про трон вы очень хорошо сказали - да, они совершенно по-разному садятся. И это ведь тоже надо было продумать (чертов Доран!!).
Круто еще в сцене отречения - в финале сцены Ричард сидит на троне. Он на него упал конечно, уже обессилев после сцены с Нортумберлендом и зеркалом, но сам факт - он - на троне. Болингброк просто стоит где-то.
Мне и передача эта понравилась, что тут без ярлыков и очень доброжелательно.
У Дорана король Ричард не слабый, а не от мира сего. И внешне и внутренне. На дворе культ войны и силы, а он весь из себя такой ухоженный, не грубиян. Только вот друзей льстивых себе завел... Не ахтивых друзей...